Все новости
ЭКОНОМИКА
19 Декабря 2017, 18:59

Рустэм Хамитов провёл заседание рабочей группы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности

19 декабря в Доме Правительства республики Рустэм Хамитов провёл заседание рабочей группы при Главе Башкортостана по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. В нём приняли участие члены Правительства РБ, руководители правоохранительных органов, профильных министерств и ведомств, представители общественных организаций.

19 декабря в Доме Правительства республики Рустэм Хамитов провёл заседание рабочей группы при Главе Башкортостана по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. В нём приняли участие члены Правительства РБ, руководители правоохранительных органов, профильных министерств и ведомств, представители общественных организаций.


На заседании обсуждались итоги реформирования контрольно-надзорной деятельности в регионе в 2017 году, задачи на предстоящий период, а также пилотный проект по синхронизации контрольно-надзорных функций федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере сельского хозяйства и потребительского рынка.


Стенограмма вступительного слова Рустэма Хамитова:


Добрый день, коллеги!


Мы начинаем заседание нашей рабочей группы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. Обсудим сегодня вопросы в части реформирования в республике такого рода работы.


Напомню, что реформирование контрольно-надзорной деятельности – одно из стратегических направлений, обозначенных руководством страны. На федеральном уровне есть соответствующая приоритетная программа, в рамках которой мы с вами должны целенаправленно работать.


Главная цель этой программы – снизить нагрузку на бизнес, повысить качество администрирования контрольно-надзорных функций. Надо уходить, насколько это возможно, от «карающей» модели работы к «корректирующей», «помогающей». Работа наших контрольно-надзорных органов должна оцениваться не по объёму отчётов, числу проверок, выданных предписаний, сумме выписанных штрафов. Основным показателем её качества должно стать улучшение реальных показателей безопасности граждан, качества бизнес-процессов.


Ключевым направлением реформы является переход на риск-ориентированный подход. Мы об этом говорили, когда приезжал министр Российской Федерации Михаил Абызов. В том числе говорили о том, что частота проверок и используемые ресурсы должны быть пропорциональны уровню риска причинения вреда имуществу и здоровью людей.


Большинство предпринимателей – малых и средних предприятий – принадлежит к низкой категории риска, их деятельность не несёт серьёзной угрозы. Традиционный подход к проверкам не учитывает порой этой разницы, определяя предельную глубину и тщательность проверки каждого подконтрольного субъекта. Риск-ориентированный подход позволяет сконцентрировать контроль в первую очередь там, где это нужно в наибольшей степени, а также избежать дублирования функций различных ведомств.


Коллеги!


Сегодня предстоит рассмотреть вопрос распределения полномочий в сфере ветеринарного контроля между Управлением Россельхознадзора по Башкортостану и Управлением ветеринарии республики. Два ведомства, которые очень часто пересекаются в своей деятельности и, собственно говоря, создают ненужные сложности в проверяемой отрасли.


Предлагается создать единый реестр подконтрольных объектов с разделением их по степеням риска и последующим закреплением за федеральным или региональным ведомствами. Важно, чтобы присвоением объекту категории риска по масштабу потенциального вреда занимались высокопрофессиональные специалисты, а сам процесс создания реестра был максимально прозрачным.


Вопрос ветеринарного контроля с учётом ущерба от летне-осенней эпидемии ящура особо важен для республики. Цена ошибки здесь достаточна велика.


Основной принцип работы контролёров – упреждение или профилактика возможных нарушений. Вместо выявления постфактум уже причинённого вреда и наказания виновных упор нужно делать на сервисном сопровождении бизнеса – консультировании, системном аудите, в целом поддержке его развития.


В сентябре этого года на федеральном уровне утверждён Стандарт комплексной профилактики нарушений обязательных требований, который будет повсеместно внедряться в следующем году, фактически уже через месяц. Надзор должен научиться грамотно распределять свои ресурсы, а добросовестный бизнес – ощутить реальное снижение административной нагрузки.


Ещё раз хочу сказать, что главное – это, конечно же, упреждение и профилактика. Если бы контрольные органы нормально проверяли те сферы деятельности, в которых они работают, то возможно у нас не было бы или по крайней мере было бы меньше обманутых дольщиков, травм на производстве, несчастных случаев. Мы бы меньше находили разрушенных конструкций самых разных мостов, домов, прочих сооружений и т.д. То есть ещё раз – упреждение и профилактика. Вот главное направление контроля.


Понятно, что задачи, которые ставятся в рамках реформы контрольной системы, требуют более высокой квалификации инспекторского состава. Предупреждать – это намного сложнее, чем уже постфактум идти на происшествие и выявлять причины. Государственные инспекторы принимают решения, от которых зависят не только качество экономических процессов, но и жизнь, здоровье граждан. Они должны обладать всеми необходимыми знаниями и компетенциями, на высоком уровне освоить навыки работы с современными информационными системами. Сегодня нужно выстраивать принципиально новую систему подготовки сотрудников, которые работают в контрольных ведомствах, повышения их квалификации.


Главное в реформе контроля – изменить сам принцип работы инспектора. Вместо команды «любой ценой найти нарушения и наказать» должны быть профилактика, предотвращение рисков и ущерба, партнёрское отношения к бизнесу.


Мы же знаем, что порой проверяющие проходят и ищут, а не найдя, всё равно продолжают искать нарушения. Говорят: «Слушай, если мы ничего не найдём, то наша работа будет оценена некачественно». Собственно говоря, ни для кого это не секрет. Не хочу никого обидеть, но реально зачастую это так. И вереница контролеров – один за одним – ходят и ходят на предприятия. Понятно, конечно же, нарушение можно найти всегда: либо запятая в документе не там стоит, либо, может быть, существует какое-то незначительное нарушение и т.д. Поэтому любой ценой искать нарушения, возводить это в степень и требовать, чтобы все инспекторы только этим и занимались, считаю, неправильно.


Общество ждёт повышения качества и прозрачности контрольно-надзорной работы, её конкретных результатов, которые должны выражаться в обеспечении безопасности и экономической свободы. Кроме того, конечно же, в любой контрольной работе надо исключать субъективизм. Контроль и надзор не должны быть методом сведения счётов и т.д. Вы понимаете, о чём я хочу сказать. Безусловно, субъективизм должен быть полностью исключен из контрольно-надзорной практики.


Рассчитываю, что члены рабочей группы смогут выработать содержательные предложения по всем направлениям совершенствования контрольно-надзорной деятельности в республике.
Читайте нас: