Гузель Усманова-Гобе, уроженка Уфы — талантливый хореограф, педагог и артист балета. Она начала заниматься танцевальным искусством с пяти лет во Дворце пионеров, а с 17 лет уже сама преподавала хореографию, так что к сегодняшнему дню имеет более чем 30-летний опыт в этой сфере.
Судьбоносная встреча перенесла Гузель в Швейцарию, где она живет уже более 18 лет. В этой стране она не только продолжила преподавать танец, но и, несмотря на кардинальную разницу в менталитетах, познакомить швейцарцев с колоритными традициями и многогранной культурой народов России. И, прежде всего, родной Башкирии. Ее проекты — ассоциация SWISS-URAL — культурный мост между Уралом и Россией, авторский танцевальный фестиваль-конкурс Helvetic Navruz и танцевальная школа «Танцуй, как Нуреев». В ней она учит совсем юных танцоров идти к поставленной цели — совсем как наш известный на весь мир земляк Рудольф Нуреев.
В прошедшем году Гузель Усманова-Гобе стала участницей V Всемирного Курултая башкир в Уфе и получила от этой общественной организации поручение — создать Курултай башкир Европы, с тем, чтобы объединить людей, связанных судьбой с Башкортостаном и заинтересованных в сохранении и продвижении родной культуры за рубежом.
Организуемый ею фестиваль-конкурс Helvetic Navruz пройдет в Женеве 28-29 марта нынешнего года и обещает стать ежегодным, а принять участие в нем есть шанс и у танцоров из Башкирии. В плотном графике Гузель с трудом удалось найти время для того, чтобы поговорить о жизни в Швейцарии, детской школе хореографии и взаимодействии культур.
— Расскажите свою историю: где родились, учились, как пришли к танцу?
- Я родилась в Уфе, а выросла в Стерлитамаке, начала учиться танцевать с 5 лет в местном Дворце пионеров, в ансамбле «Задумка». Там же в 17 лет начала работать педагогом-хореографом и одновременно учиться преподавать танец в Стерлитамакском культпросветучилище. Посоветовалась с мамой, и после недолгого разговора с ней у меня не осталось сомнений в выборе жизненного пути. Искусство хореографа — это мое призвание, моя жизнь!
Высшее образование я получила в Казанском государственном институте культуры, на факультете хореографии, где училась очно сразу по двум специальностям: артист балета и балетмейстер-хореограф. Мне повезло: в жизни у меня были замечательные педагоги, которые открыли мне путь в прекрасный мир танца. Одна из них — легендарная балерина Нинель Даутовна Юлтыева.
— С детьми начали работать тоже там?
- Да, во время учебы в Казани я продолжала работать — учила детей танцевать в созданном мною детском ансамбле «Чулпан» и одновременно работала артисткой балета в Татарской государственной филармонии. Как я все успевала, сама не понимаю теперь. Видимо, была сильнейшая мотивация и стремление расти. К концу обучения у меня, вчерашней студентки, уже были две трудовые книжки: артиста балета и руководителя хореографического коллектива, а также исполнительский, педагогический стаж и приглашение работать солисткой в Татарский государственный ансамбль танца.
Но я решила вернуться в родной Башкортостан, где продолжила работать артисткой балета в филармонии и балетмейстером Уфимского татарского театра «Нур». Так что, где бы я ни находилась, я всегда работала и училась. Получила еще одно образование в Башкирской академии государственной службы и управления по специальности «менеджмент». Мне казалось, что я на пути больших открытий и изменений в жизни. Благо, на своем творческом пути, в поездках, я встречала немало интересных и талантливых людей. И одна такая встреча стала судьбоносной...
— Имеете в виду переезд в Швейцарию?
— Да. Так получилось, что замуж я вышла за Даниэля Гобе — профессора Женевской консерватории и музыканта симфонического оркестра франкоязычной Швейцарии. Сейчас в нашей интернациональной семье трое детей: Мурат, Лилия и Эммануэль. Все дети занимались и занимаются танцами, но про увлечение дочери хочется сказать особо. Она - член сборной Швейцарии по конкуру, но ее первая любовь к лошадям появилась именно в Уфе, когда она в пять лет в первый раз покаталась на пони в уфимском парке! В 11 лет Лилия Гобе в 2017 году стала самой юной чемпионкой Швейцарии по конкуру в своей категории. Этот титул она подтверждает по сей день, выиграв кубок в 2018 и 2019 годах.
— В нашем роду — люди разных профессий, но в основном это педагоги и ученые. Младшая сестра — художник-преподаватель, бабушка, Гайникамал Абкадырова, работала учительницей чуть ли не до 80 лет, автор книг об истории и культуре родного края. Младшая мамина сестра — преподаватель вуза. Дяди с маминой стороны, старшие братья моего деда, тоже готовились к преподавательской карьере, но в годы гражданской войны стали белыми офицерами и вынуждены были эмигрировать вначале в Китай, где основали школу в Шанхае, а потом в Австралию. Две сестры моей мамы — педагоги, ученые, ее брат также имеет педагогическое образование. Старшая сестра — летчик...
— В Башкирии остались родственники?
- Да, там живут мои родители, медицинские работники: папа — медицинский техник, мама — педиатр. Моя младшая сестра Залия — художник и педагог. Племянница Алсу готовится к карьере балерины и учится сейчас в Уфимском хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева, а племянник Арслан заканчивает университет.
— А как часто сами приезжаете в Уфу?
— Как правило, дважды в год. Очень скучаю по близким людям, по «малой родине». Моя мама всегда помогает мне в воспитании детей, в изучении и поддержании родного языка.
- Ваше детище - своя танцевальная студия в Швейцарии. Как Вам удалось создать ее?
-Набралась опыта преподавания в крупных школах танца, спортивных ассоциациях по гимнастике и синхронному плаванию в Женеве. Это был прекрасный опыт. Но в ходе этой работы я в один момент поняла, что могу открыть собственную школу, ведь мне есть что сказать и есть что показать в искусстве танца - за мной прекрасные танцевальные традиции России, родного Башкортостана!
— Почему Вы решили выбрать в качестве бренда своей студии имя Рудольфа Нуреева?
- Чьим же еще именем я могла назвать свою школу? Имя Рудольфа Нуреева хорошо известно в Европе, и то, что мой талантливый земляк родом из Уфы, помнят в Женеве. Нуреев мне близок по духу своим трудолюбием, упорством в достижении целей и преданностью танцу. Я хотела, чтобы память о нем вдохновляла учеников, чтобы у них выработалось такое же трудолюбие, как у великого артиста балета. Мой старший сын Мурат был солистом наших балетных постановок, младший сын Эммануэль тоже занимается танцем. Думаю над тем, чтобы организовать здесь к очередной юбилейной дате Нуреева что-то грандиозное.
Я горжусь тем, что мои ученики и мои собственные дети, увлеченные танцем так же, как и я, не раз становились лауреатами международных фестивалей и конкурсов Европы и России, где представляли классические и народные танцы. Сегодня в моей школе всем стилям танца обучаются дети разных возрастов, начиная с самого младшего — двухлетнего, трехлетнего. Примерно к семи годам ребята определяются со своими предпочтениями: кто-то остается в танцах, кто-то уходит, например, в художественную гимнастику. Я горжусь тремя своими ученицами — чемпионками Швейцарии по художественной гимнастике. У моих выпускниц есть хорошие достижения и в синхронном плавании, в фигурном катании. Правда, есть сложность в том, что многие дети и их родители относятся к хореографическому искусству, как к приятному времяпрепровождению раз в неделю: год походят на занятия, а потом уходят в спорт. Кто-то даже пытается танцы и спорт совмещать, что, наверное, возможно в России, но сложно в Швейцарии, ведь здесь дети и так учатся с утра до вечера. Получается, что они весь день в школе, и на занятия танцевальным искусством почти не остается времени.
— С какими сложностями Вы столкнулись во время открытия школы?
— Особых сложностей не было. Я арендую специально оборудованные залы в обычных общеобразовательных школах в нескольких частях города, чтобы было удобно добираться для детей и их родителей. Ежегодно в марте, в день рождения Рудольфа Нуриева, мы ставим балетные спектакли «Дюймовочка», «Сказки Шахерезады», «Спящая красавица в современном мире». В 2019 году я поставила балетный спектакль «Бал альпийских фей» по мотивам швейцарских легенд и сказок. Его мы посвятили Всемирной Фольклориаде, которая пройдет в этом году в моей родной Башкирии.
- Тема фольклора актуальна в Европе?
— В последние годы на европейских танцевальных конкурсах намечается тенденция к уменьшению номинации народных танцев. Но когда на конкурсе во Франции башкирский народный и цыганский танцы в исполнении воспитанников моей школы заняли призовые места, я усомнилась в том,что народный танец устарел. Да и во время праздников, народного веселья народные танцы в Европе приветствуются, а на концертах им аплодируют не меньше, чем современным. Собственно, поэтому я и решила организовать международный фестиваль конкурс танца Helvetic Navruz – «Навруз в Гельвеции», чтобы познакомить всех желающих с хореографическим искусством и культурой разных стран. Напомню, что Гельвеция — это старинное латинское название Швейцарии, которое по сей день используется на почтовых марках и монетах Швейцарии и фигурирует в коде страны — CH, по-латински Confoederatio Helvetica, Швейцарская конфедерация. Фестиваль Helvetic Navruz станет первым международным фестивалем-конкурсом хореографического творчества в Женеве.
- Как он будет проходить?
— Даты проведения фестиваля выпадают на дни празднования Навруза, одного из самых древних праздников в мире. Он символизирует приход весны по астрономическому солнечному календарю и в 2009 году был включен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества. В феврале 2010 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 21 марта Международным днем Навруза. Этот праздник способствует продвижению ценностей мира и солидарности, как между поколениями, так и внутри семьи, идей примирения и добрососедства, что актуально для сегодняшней Европы, да и для всего мира. Он помогает сохранять культурное разнообразие и укрепляет дружбу между народами, поэтому многим идея фестиваля понравилась. Проект поддержал, в частности, мэр города Ланси — района Женевы, Совет интернационального танца ЮНЕСКО — CID UNESCO, федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству «Россотрудничество» и Координационный совет российских соотечественников Швейцарии, членом сектора культуры которого я являюсь.
— Кто будет в жюри конкурса?
— В жюри входят талантливые деятели искусств из разных стран: хореограф из Тайланда Сабина Мейер, российская гимнастка из Женевы Екатерина Карасева, трехкратный чемпион Румынии, Украины и Греции, уроженец Молдавии Сержиу Жумир, организатор международных конкурсов из Италии Раиса Салахова. Будет и свой призовой фонд в виде денежных сертификатов на участие в других международных конкурсах. Будет и денежный приз от моей школы, от Совета организационного комитета, медали, кубок «Гранпри» — все, как обычно на серьезных международных конкурсах.
— Какие стили танца охватывает конкурс?
— Для взрослых танцоров мы выбрали пять стилей: классический, народный, современный — от модерна до контемпорари и другие стили, куда входят акробатические и гимнастические шоу. У детского танца — свои направления, и жюри будет судить их отдельно. Подробности условий конкурса можно узнать
на сайте и в презентации «Helvetic Navruz». Они изложены, в том числе, и на русском языке. Кстати, еще не поздно подать заявку и приехать на конкурс и нашим землякам из России!
— Какие коллективы едут на конкурс?
— Приедут участники из Германии, Франции, танцевальные коллективы из Швейцарии. В основном это пока — коллективы с русскоговорящими руководителями, которые с радостью откликнулись и поддержали проект. Сами швейцарцы, привыкшие к любому конкурсу готовиться сильно заранее, будут пока за его ходом скорее наблюдать, ведь до этого подобных фестивалей-конкурсов с участием детей, охватывающих при этом еще и сразу несколько стилей, у них не было. Существует, конечно, профессиональный конкурс в Лозанне Prix de Lausanne, куда приезжают участники со всего мира, но это конкурс для более старших, а для детей любого возраста ничего пока не организуется.
— Конкурс организован при поддержке землячества «SWISS-URAL». Что это за организация?
— «SWISS-URAL Creagrup» — это ассоциация, которую я основала 15 лет назад, для того, чтобы создать некий культурный мост от Швейцарии до Урала. Основная её цель — это культурно-образовательная деятельность. Была и есть ностальгия по родине. Поэтому под эгидой землячества мы проводим встречи соотечественников, праздники, детские елки, уже несколько лет подряд — сабантуи, на которых моя школа показывает концерт из танцев мира, начиная от башкирских до испанских.
— А как воспринимают такие начинания коренные швейцарцы? Ведь в Европе, кажется, сейчас настороженно относятся ко всему восточному...
— В Женеве я никогда не ощущала настороженного отношения к нашему любимому празднику, ведь здесь живет много национальностей и базируется множество международных организаций. Да и у коренных швейцарцев тоже есть подобный праздник. Используя идею сабантуя, я изначально хотела создать в Женеве среду для встреч соотечественников, летом, на свежем воздухе, с тем, чтобы показать наши народные традиции не только близким, но и детям, подрастающему поколению, у которого за рубежом нет другой возможности увидеть и познакомиться с нашей родной культурой. Наши сабантуи проходили в парке, где любой мог прийти, посмотреть концерт, принять участие в состязаниях. Они стали местом притяжения — к нам начали приезжать наши земляки и друзья из соседних стран. К сожалению, невозможно успеть везде, и я передала эстафету по проведению сабантуев недавно созданной татаро-башкирской ассоциации «Юлдаш» и участвую в них теперь только в качестве приглашенной гостьи. У меня сегодня другие задачи — профессиональные конкурсы, арт-фестивали, мастер-классы. Осенью планирую организовать уже новый конкурс, вокальный – «Женевский соловей».
— Вы прожили в Швейцарии более 18 лет и, похоже, вжились в страну, мало похожую на Россию? Изменило ли это Вас?
— 18 лет — это большой срок, тем более, что он охватывает самый важный для любого человека период человеческой и профессиональной зрелости. Это мой самый прекрасный этап в жизни — много работы в любимой профессии. В каждой стране можно и нужно учиться чему-то новому. Главное — оставаться самим собой.