Все новости
Общество
16 Августа 2019, 13:11

НАШИ ЗЕМЛЯКИ - АРТИСТЫ БАЛЕТА

Крепко стоит на корнях и широко разрослось родовое древо Хурматуллиных. Кигинцы знают и уважают их за порядочность, доброжелательность и трудолюбие. Их прадед Хурматулла был не из бедных среди односельчан. Особенно в годы Столыпинской аграрной реформы расширил свое хозяйство и стал крепким хозяином.

Фарит и Самария Хурматуллины были простыми старательными тружениками. Они вырастили и воспитали четырех сыновей и дочь. Фелиза и Фларит посвятили себя медицине, а остальные сыновья, как их отец, связали жизнь с землей и техникой. Самого Фарит-ага назвали “кигинским Кулибиным”.
А вот в последующих поколениях Хурматуллиных появились молодые люди творческого труда, связанные с серьезным музыкальным и хореографическим искусством. Это такая сфера в искусстве, представителей которой называют “штучным товаром”. стать “своим” человеком, найти свое место в столь серьезном, высоком искусстве, можно, имея только природный дар, способности, требуемые особые внешние и внутренние данные.
Например, Динар Славикович Хурматуллин по окончании 9-го класса Верхнекигинской средней школы №1 поступил в Уфимское училище искусств. Затем получил образование в Санкт- Петербургском университете культуры и искусства. В настоящее время он – педагог по гитаре и электрогитаре, артист оркестра, музыкант. Динар Хурматуллин – руководитель созданного им гитарного ансамбля “RUMBA”.
Четверть века, с 1994 года, артистом башкирского театра оперы и балета является Ромен Фларитович Хурматуллин. О его жизненном и творческом пути есть очерк в моей книге “Ими гордятся кигинцы” (Уфа. 2004. с. 213– 215). В один из приездов в родное село, Ромен обратил внимание на племянника Наиля, окончившего 4-й класс Верхнекигинской СОШ №2. Недавно при встрече за чашкой чая мой собеседник подтвердил этот факт. “Да, да, Наиль был высоким, худым, а его движения пластичны,” – сказал Ромен.
Внешние данные, а также посещение танцевального кружка, участие в школьных и классных мероприятиях, особенно в танцевальных номерах, предопределили его будущее. Родители Наиля – Эмма Валерьевна и Ильшат Ринатович, проявили уважение к желанию среднего сына, поддержали его выбор. Успешно пройдя два тура отбора комиссией, в 2009 году Наиль Дильмухаметов стал студентом Уфимского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева.
Остались позади 8 лет учебы с трудностями, переживаниями, успехами. В голове не укладывается, сколько энергии, пота, упорного труда надо потратить ребенку, чтобы выдержать большую нагрузку. За годы обучения надо освоить общешкольную программу, теорию и практику по хореографии. Но это только начало пути на большую сцену.
В 2017 году Наиль Дильмухаметов получил диплом, где в графе “специальность” написано “Артист балета”. Во время распределения молодых специалистов престижной комиссией, где были представители из многих известных российских театров, Наиля пригласили в нижненовгородский и екатеринбургский театры. Но он выбрал наш – башкирский театр оперы и балета. “Свой родной, близкий театр. Друзья по колледжу здесь, под держиваем друг-друга. До родных мест, дома, родителей рукой подать,” – ответил он на мой вопросительный взгляд.
В двух прошедших театральных сезонах Наиль Дильмухаметов был задействован почти во всех спектаклях, в основном, в массовых сценах или небольших ролях. Это и понятно. Все артисты начинают именно так. Ведь надо набрать опыта, мастерства, проявить себя, стать “своим” человеком среди известных мастеров балетного искусства. Словом, артист балета должен стремиться стать солистом. Это уже должность, положение, которое определяется профессиональным техническим уровнем, природными данными, а также индивидуальностью актера, благодаря которой он может исполнить партии, воплотить образ.
Первой ролью нашего молодого земляка-артиста, началом его творческого пути стал спекталь-балет “Заятүләк менән Һыуһылыу” (“Водная красавица”, режиссер постановщик Р. Абушахманов), где он исполнил роль одного из шести братьев – завистников заятуляка. В балете П. Чайковского “Щелкунчик”, поставленном знаменитым балетмейстером Юрием Григоровичем, который не сходит со сцены уже 20 лет, Наиль выступает в роли мыши, в “Спартаке” Адама Хачатуряна по роману Р. Джованьоли, либретто Ю. Григоровича – воина-знаменосца. Балетная труппа театра в сентябре 2017 года ездила на гостроли в Тайланд. В составе труппы был и наш земляк. Артисты показали балеты “Спартак” и “Корсар” Адольфа Адана на XIX международном фестивале танца и музыки в бангкоке. За короткий срок также наиль вместе с труппой успел выступить на сцене театров Челябинска, Самары и Перми.
Сегодня Ромен Хурматуллин и Наиль Дильмухаметов с коллегами много репетируют, заняты в подготовках нового спектакля. Встретиться с ними возможно только во время перерыва между репетициями. В балете “Легенда о любви”, авторами либретто по мотивам восточных легенд выступили поэт, писатель, драматург, автор пьесы “Легенда о любви” Назым Хикмет и Юрий Григорович. Кстати, это седьмая постановка Юрия Григоровича в БГТО и Б. Наиль Дильмухаметов также задействован в этом спектакле. именно этот спектакль будет показан во время нуреевского фестиваля в Уфе в начале сентября этого года, который завершится Гала-концертом 15 сентября.
Замечательные, восхитительные, талантливые молодые люди, выходцы из нашего района, продолжают лучшие традиции культуры и искусства родного башкортостана. Пусть сопутствует им только успех! Пусть в их творческой жизни будут только красивые и удачные роли в спектаклях! Мы, кигинцы, гордимся вами. Вы же радуйте зрителей и поклонников долго-долго своим талантом.


Р. Аскаров, с. Верхние киги.