1. Для чего нужна эта реформа?
Прежде всего, чтобы улучшить в стране экологическую обстановку и нагрузку на природу — ликвидировать многочисленные несанкционированные свалки, создать такие условия, чтобы как можно больше отходов перерабатывалось и как можно меньше пришлось складировать. В ближайшее время в республике за счет прибыли компаний, отвечающих за вывоз мусора, построят высокотехнологичные комплексы по сбору, сортировке, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.
2. В чем новшества?
Раньше за сбор и утилизацию мусора отвечали местные администрации, поэтому кто как мог и хотел, тот так проблему и решал. С этого года республику поделили на пять зон*, в каждой из них выбрали регионального оператора — компанию, ответственную за чистоту и порядок даже в самых маленьких деревнях. С каждым из операторов заключили договор на 10 лет. С 1 января 2019 года компании приступили к работе. Никуда специально заключать договор ходить не надо. Регоператоры вывесили типовые договора на сайт (там их можно почитать), по умолчанию все работают по ним. Если очень коротко: регоператор обязан вывозить и утилизировать мусор по утвержденным тарифам, а также своевременно отвечать на жалобы и обращения своих клиентов. Граждане, в свою очередь, обязаны выбрасывать мусор в специальных местах и вовремя оплачивать счета.
3. Сколько и за что конкретно мы будем платить?
Тарифы меняются в зависимости от зоны, максимальная стоимость — 70 рублей за человека в городе и 35 рублей — для жителей отдаленных пунктов, где раньше мусор не вывозили. До прошлого года перевозчик просто отвозил содержимое контейнеров на свалки. Сейчас мусор будут сортировать, а захоранивать только те остатки, которые не подлежат вторичному использованию. Затраты на утилизацию, обезвреживание и сортировку отходов также вошли в тариф.
4. Почему ежемесячный платеж везде разный?
Плата за вывоз мусора рассчитывается так: это тариф, умноженный на норматив накопления твердых коммунальных отходов и умноженный на количество проживающих. Норматив накопления (проще говоря, это сколько в среднем человек производит мусора) в республике един: 1,92 м3/год для жителя многоквартирного дома и 1,95 м3/год для владельца индивидуального жилья. Стоимость работы региональных операторов зависит от многих факторов: плотности населения, расстояния от мест погрузки отходов до мест захоронения, объема услуг, тарифов на услуги других компаний и других параметров.
5. Когда мне принесут квитанцию и как ее оплатить?
Строка «за оказание услуги по обращению с ТКО» появится в платежках с февраля 2019 года. Граждане, которые пользуются услугами Единого расчетного кассового центра, получат квитанцию с дополнительной новой строкой. Ранее затраты на вывоз мусора были в графе «содержание», теперь их оттуда исключат. В сельской местности региональные операторы направят квитанции по почте, по аналогии с платежками за электроэнергию и газ. Оплатить счета можно будет в почтовых отделениях или банках, в том числе онлайн.
6. Как быть тем, у кого несколько квартир или квартира с домом?
Увы, в законодательстве нет ни слова о льготах по оплате коммунальных услуг собственникам нескольких квартир или домов. Поэтому размер платы с каждой квартиры или дома будет считаться по числу зарегистрированных человек, а если таких нет, то по числу собственников. Важный момент! Если вы по каким-то причинам отсутствовали в квартире более пяти дней (например, лежали в больнице или ездили на море), можете собрать подтверждающие документы, обратиться к регоператору с требованием сделать перерасчет.
7. Куда звонить, если остались вопросы?
У каждого регионального оператора и ответственных ведомств есть «горячая линия». Диспетчеры работают с 9.00 до 17.00 в будние дни. Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан: 8 (347) 218-07-23, 8 (347) 218- 07-22 (льготы, субсидии). Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан: 8 (347) 218-03-90 (вопросы перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами).