Обратимся к истории татарского театрального искусства.
Известно, что еще в 1905 году выпускник Казанской учительской школы Ильяс Кудашев-Ашказарский организовал труппу актеров-любителей. В 1906 году они показали первый спектакль в Казани, в котором дебютировал Муртазин-Иманский. В 1907 году в Нижнем Новгороде в труппу вступили Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская и Габдулла Кариев. Говорят, что по предложению Габдуллы Тукая труппа получила название «Сайяр», то есть странствующая, передвижная. У актеров ничего не было: ни постоянного помещения, ни постоянного заработка, ни устроенного быта, ни семьи. Они полностью посвятили себя театру.
Вместе с тем у них были непростые характеры, возникали разногласия в творческой деятельности. Первым ушел Кудашев-Ашказарский. В 1912 году труппу покинула Сахибжамал волжская. В Уфе она набрала свою труппу , которая выступала под названием «Нур» («Луч»). Третья татарская труппа «Ширкат» («товарищество») была создана в. Муртазиным- Иманским в 1915 году в Оренбурге.
Тем временем в труппу «Сайяр» пришли Карим Тинчурин, Зайни Сулейманов, Гульсум Болгарская, Фатима Ильская и другие. Каждый из них оставил свой яркий след в истории татарского театра.
Кто он, Зайни Сулейманов - Тарский?
Сулейманов Зайнелгабидин Губайдуллович (Зайни Сулейманов- Тарский) родился в 1892 году в Астрахани. Он был одним из основателей и выдающимся деятелем татарского театра. Театральную деятельность начал в 1907 году в Астрахани. В 1914 – 1918 годы играл в труппе «Сайяр».
Весной 1917 года Г. Кариев организовал поездку труппы «Сайяр» в Москву на спектакли Московского Художественного театра. Тогда же состоялась встреча татарских актеров с К. С. Станиславским. Но летом 1918 года, в связи с наступлением и взятием колчаковцами Казани, «Сайяр» свернул свою деятельность. Актеры в поисках лучшей доли покинули город.
В биографии Зайни Сулейманова в 1918 – 1919 годы – «белое пятно». Мною не найдены фактические материалы, касающиеся его жизни за эти два года. но стало известно, что какое-то время в 1919 году он находился в верхних Кигах, к тому же имел псевдоним «Тарский». Псевдонимы имели многие актеры труппы «Сайяр». думается, его псевдоним из сокращенного названия Астрахань (татарское звучание - Астархан). Откуда он по своему происхождению? из Астрахани (Астарханнан), отсюда Астарханский или сокращенно Тарский. Другого объяснения не вижу. известно, что с осени 1917 года вплоть до лета 1920 года Наки Исанбет преподавал татарский язык и литературу в деревнях Атау, Тастуба и Верхние Киги. Событие 6 ноября 1919 года в верхних Кигах, упомянутое в начале статьи, примем за истину.
В 1919 году же Зайни Сулейманов возвратился в родной Астрахань и там создал театральную студию. такую же работу он провел в Самаре. В 1922 году он окончательно переехал в Казань и стал первым директором татарского театрального техникума. Затем всю творческую жизнь посвятил работе в татарском академическом театре имени Галиаскара Камала. Зайни Сулейманов - Народный артист ТАССР (1939) и Заслуженный артист РСФСР (1940). Он исполнил роли Хамза бая в «Первом представлении» Г. Камала, Ишана - в «Голубой шали» К. Тинчурина, Луки - «На дне» М. Горького, Ажима – в «Мулланур вахитове» Н. Исанбета и другие. Скончался в 1952 году и похоронен недалеко от могилы Габдуллы тукая. Одна из улиц Казани носит его имя, а в доме, где он проживал, установлена мемориальная доска.
Вот оно – начало славной истории нашего любимого Кигинского башкирского народного театра имени Гималетдина Мингажева. У ее истоков стоял Сулейман-Тарский, коллегами которого были основатели современных театров – Башкирского академтеатра имени Мажита Гафури, Татарского академтеатра имени Галиаскара Камала, татарского театра «Нур» в Уфе. Это вызывает восхищение, гордость, уважение и любовь к истории родного района.