Все новости
Общество
30 Октября 2018, 18:19

“У КОГО РУКИ ТЕПЛЫЕ, ЗАВЯЗАТЬ БЫ НА СЕРДЦЕ РАНЫ...”

31 октября - День памяти политических репрессий. Много суровых испытаний, жертв, лишений выпало в XX веке на долю жителей района. Две мировые и Гражданская войны, голод и разруха, политическая нестабильность унесли тысячи жизней.Но страшными страницами нашей истории стали политические репрессии. Были истреблены лучшие из лучших людей, у которых даже в мыслях не было бороться против своего народа. Жестоко пострадали их семьи. Прошли годы, но не утихает боль потерь и живет на сердце скорбь за близких и родных, и все еще кровоточат незаживающие раны, нанесенные жестокой несправедливостью.

В с. Абзаево живет свидетельница того тяжелого времени, чью семью постигла горькая участь врага народа – ветерана - педагога Мухлисы Шахымгареевны Каримовой. Она первого сентября отметила свое 90-летие.
В первой волне репрессий – в период раскулачивания пострадал ее прадед Мирхайдар Асадуллин, староста села. У 98- летнего старожила отобрали в течение жизни трудом нажитое: добротный дом, 40 лошадей, 27 дойных коров, шесть складских помещений, конюшни, сараи, имеющееся зерно. От такой несправедливости сердце трудолюбивого человека не выдержало, он скончался в тот же день. его троих сыновей с семьями тоже подвергли раскулачиванию и сослали в Сибирь. «Оставшегося в селе четвертого сына по имени Шарип – моего деда, заставили вступить в колхоз. У деда выросли четверо сыновей, трое из них погибли в годы Первой мировой войны. Четвертым был мой отец Шахымгарей, 1896 года рождения. Он тоже ушел воевать вместе с братьями, но его ждала иная участь. Отец в боях в Болгарии получил тяжелое ранение. Когда местные жители искали живых среди погибших бойцов, он откликнулся на их зов на арабском языке. Мой отец был образованным человеком, знал пять языков. В госпитале, куда его поместили на лечение и ампутировали правую руку, он уже на третий день после операции начал читать суры из священного Корана, облегчая участь раненых. Его, знавшего наизусть Коран, на руках носили из палаты в палату к тяжелораненым. Об этих способностях мусульманина из России узнал имам-хазрат одной из мечетей Турции и пригласил его к себе на службу в г. Стамбул. Живя и трудясь на чужбине, отец сильно тосковал по Родине. Видя, как мучается Шахымгарей, местный имам сказал: «Не гоже мне - мусульманину держать в плену человека, я посажу тебя на пароход и ты вернешься домой». Так отец после семилетнего отсутствия вернулся домой в 1921 году. Обрадованные земляки ценившие парня, увидев его, восклицали «Наш пророк вернулся!». В период коллективизации он первым вступил в колхоз, трудился бригадиром. Женился на девушке из Белокатайского района (ее предки бежали из. Казани во времена Крещения Руси) Гульзайнаб Якуповне. У них родились семеро детей, я была четвертым ребенком. Отец однажды рассказал нашей маме, что во время лечения в Болгарии он встретился с ясновидящим. Тот предсказал ему рождение семи детей, но сказал, что в живых останется только один. Жизнь у него будет короткой и оборвется вдали от родных», – ведет повествование о судьбе своей семьи ветеран Мухлиса Шахымгареевна.
Шахымгарей Мирхайдарович в честь счастливого возвращения исполнил данное самому себе намерение (ният) – построил мечеть в с. Абзаево, каждое бревнышко которого он благословил чтением главной суры из Корана – Аль-Фатихи. «У отца был такой сильный и красивый голос, про него говорили, что от звука его голоса все вокруг светлеет, словно ангелы спускаются на землю». Имя своей дочери он дал в честь первой судьи Турции, и, лаская, приговаривал «Моя Мухлиса Буби».
Трудолюбивый, образованный и умный и справедливый человек пользовался уважением среди односельчан. 12 декабря 1937 года впервые должны были состояться выборы кандидатов в Верховный Совет народных депутатов Башкирской АССР. Председателем комиссии по выборам был назначен Шахымгарей Шарипов. Но у порядочного человека нашлись недруги, делая ссылку на то, что он внук раскулаченного Мирхайдара, против него посыпались жалобы, нашлись и подставные свидетели.
Так 11 декабря 1937 г. в дом Шариповых пришли трое из НКВД и увели хозяина. В этот день арестовали и Тагира Тагирова. Свидетелями этих событий стали З. Шакиров, 1913г.р, Ф. Губайдуллина, 1914г.р., Р. Мигранова,1921г.р.
На Ш. Шарипова было заведено дело под № В-13020. 28 декабря 1937. г. он был осужден по ст.58 п.ч. УК РСФСР и сослан в исправительно-трудовой лагерь сроком на десять лет. Так написано в архивной справке. Но реальность была жестокой.
«О том, что папу держали в карцере, где пол и стены были утыканы гвоздями, позже маме рассказали работавшие в тюрьме г. Черниковки (пригорода Уфы) охранники из нашего района Самигулла Валиев и Габдулла Гирфанов. Отец на маленьком клочке написал для меня письмо, в котором завещал мне учиться и стать грамотным и сообщал, что только грамотный человек сможет жить достойно, что он уже не сможет вернуться домой.
Это письмо доставил С. Валиев спустя несколько лет. Другой свидетель Т. Тагиров, видевший в последний раз отца живым, рассказал моей матери: «Мы встретились в коридоре: меня вели на допрос, а Шахымгарея, окровавленного вывели из допроса и волокли под мышки милиционеры. Он успел сообщить, что ни в чем не виноват. На следующий день его расстреляли». Тогда самому младшему в семье было только шесть месяцев от роду.
Нашей семье прикрепили клеймо врага народа. Мать вышла на работу, ее ставили на самую тяжелую работу. Работать заставляли даже ночью, недоброжелатели били наши окна. От голода и болезни начали умирать мои братья. В живых осталась я одна. Вышла на работу в колхоз, ухаживала за птицей и молодняком скота. В годы войны мы пешком таскали на себе семена из с. Душанбеково, взваливая на хрупкие плечи мешки. Мама строго настрого запретила: «Не бери даже горсточку зерна – расстреляют!». Вопреки всем невзгодам, бесконечным лишениям и потерям, я выполнила отцовский наказ, на «отлично» закончила школу, поступила в учительский институт в с. Месягутово, стала учителем физики и математики. Начала трудиться в школе д. Асылгужа, затем д. Тугузлы, чтобы меня ни в чем не обвиняли и не упрекнули, я очень старалась работать хорошо, была членом РК ВЛКСМ. Вскоре по комсомольской путевке вернулась на работу в Абзаевскую школу, пешком ходила в д. Масяково учить местных детей», – вспоминает Мухлиса Шахымгареевна.
В д. Масяково подружилась с хорошим парнем Ульмаскулом, вскоре молодые поженились. Вырастили двух сыновей и трех дочерей. Две дочери: Валия и Зульфия, внучка Гульназ, как мама, стали педагогами, работают в местной школе. Дочь Альфира проработала ветеринарным врачом Кигинской ветеринарной станции. Сын Салават (ныне покойный) был духовным лицом.
В 65 л. ее супруг скоропостижно скончался от инсульта. Мухлиса эби потеряла зрение. Сегодня она живет в семье дочери Валии. У ветерана хорошая память, ее приглашают на все мероприятия, проводимые в сельском поселении. Она читает проповеди, выступает в школах на патриотические темы. Она бережно хранит память об истории не только своей семьи, но и своего народа. Просит Всевышнего, чтобы никогда не повторились те ужасные события, и люди не знали страшных мук.
Л. Садретдинова. Фото автора. На снимке: М. Каримова.

Читайте нас: