Все новости
Общество
25 Октября 2017, 12:14

Учить по новому

Любая наука не стоит на месте, и педагогика здесь не исключение. Повышаются требования к учителям, совершенствуется образовательный процесс. Как сделать учебу эффективной и интересной и какой станет школа ближайшего будущего? Об этом наш материал.

Любая наука не стоит на месте, и педагогика здесь не исключение. Повышаются требования к учителям, совершенствуется образовательный процесс. Как сделать учебу эффективной и интересной и какой станет школа ближайшего будущего? Об этом наш материал.

Отвечать требованиям времени

— Современный мир, современные технологии задают очень высокие темпы развития, которым наша молодежь должна соответствовать, — заявил на встрече с заслуженными учителями РБ Глава Башкортостана Рустэм Хамитов. — Если раньше в этой части все было более или менее понятно, то сегодня, конечно, темп жизни очень высок, информационная нагрузка на детей колоссальна. И дети, и мы с вами приспосабливаемся к этому. Но надо понимать, что наши дети будут жить в другом обществе, с другими требованиями с точки зрения получения информации, управления сложными технологическими процессами. И к этому их надо готовить.

По мнению специалистов, важная задача школьного образования сегодня — закладывать востребованные во многих профессиях универсальные знания и навыки — компьютерную грамотность, умение находить и применять нужную информацию, работать с большими массивами данных, системно мыслить и технологично действовать.

— В первую очередь, образование должно соответствовать требованиям времени, — считает член Совета по электронному образованию при Главе РБ, член Экспертного совета по вопросам профессиональных стандартов Комитета по труду Госдумы РФ, эксперт Рособрнадзора РФ, первый проректор Академии ВЭГУ, кандидат педагогических наук Руслан Габидуллин. — Если образование не пронизано информационными технологиями, его нельзя назвать современным. Второй фактор — индивидуализация. Для эффективного обучения нужен особый подход, связанный с особенностями ученика или студента. Содержание необходимо доносить так, чтобы это было удобно, интересно и понятно каждому. Третий аспект — с развитием интернета человек должен иметь возможность учиться там, где ему удобно, не преодолевая десятки и сотни километров для того, чтобы какое-то время послушать учителя. Это можно делать, находясь дома.

Часть школ и вузов республики активно внедряют новые подходы. Мы ежегодно проводим мониторинг состояния электронного образования в республике, и надо сказать, что не только Академия ВЭГУ активно занимается электронным обучением и технологиями, но и наши республиканские вузы, колледжи и ряд уфимских и сельских школ. Среди лидеров эксперты отмечают Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский архитектурно-строительный колледж, Нефтекамский машиностроительный колледж. Кроме того, в первую десятку образовательных организаций с наиболее высокими рейтинговыми баллами электронного обучения входят Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и средняя школа № 18 города Стерлитамак.

Смарт-образование

В республике есть примеры школ, где учатся, используя передовые электронные технологии. Так называемое смарт-образование развивается, к примеру, в уфимском лицее № 52. Компьютер для лицеистов стал такой же привычной вещью, как тетрадка или учебник. А ноутбуки часто заменяют им в учебе и то, и другое. Представьте себе обычный урок математики в пятом классе. Ученики сидят за партами и решают контрольную — каждый на своем ноутбуке. Кто выполнил — отправляет ее по беспроводному интернету (вай-фай) на компьютер учителя, который контролирует процесс через свой монитор — кто сколько заданий теста выполнил.

— В школе вся образовательная система объединена в локальную сеть, есть свободный выход в интернет в любое время. Ученики выполняют интерактивные задания, лабораторные работы, например, по химии или по физике. Дома дети используют все те же компьютеры. Мы работаем по модели электронного образования «один ученик — один компьютер». То есть у каждого ученика имеется собственный ноутбук, который дети носят в школу. Случаются дни, когда ребенок приносит только ноутбук и вообще не пользуется бумажными учебниками, — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Юлия Линдт. — У школьников повысилась мотивация к обучению. Электронное образование — это актуальное направление, вызывающее живой интерес.

Многие школы республики работают с онлайн-платформами, такими как yaklass.ru и uchi.ru. С помощью этих порталов школьники изучают предметы в интерактивной увлекательной форме, с элементами игры. При этом учитываются индивидуальные особенности ребенка, благодаря чему повышается процент успеваемости и экономится время.

Учитель — нужен!

Безусловно, образовательный процесс сегодня невозможен без современных технологий. А каким требованиям должен отвечать современный педагог?

— Это, прежде всего, личность постоянно развивающаяся, — считает Руслан Габидуллин. — Он должен не только соответствовать ожиданиям учащихся и владеть современными информационными и педагогическими технологиями. Он в первую очередь должен быть внимательным сопровождающим в огромном мире интернет-знаний. С одной стороны, благодаря интернету нет необходимости доносить какую-то информацию до учащихся, она им доступна и без учителя, а с другой, ученики все больше нуждаются в человеческом внимании и общении, что и должен давать настоящий учитель. Кроме того, ученикам нужно предоставить свободу творчества, что сделает процесс учебы еще более эффективным. Сегодня заслужить уважение и доверие учеников может только любящий, внимательный, эрудированный и хорошо ориентирующийся в большом потоке информации учитель.

— Как заставить учить? Нередко такой вопрос встает перед учителями, — говорит лауреат республиканского конкурса «Учитель года Башкортостана – 2017» Альбина Муллахметова. — Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нем это чувство радостного удивления перед тайнами, которые его там ждут? Как увлечь его, заинтересовать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Нужно не заставлять, а заинтересовывать, серьезное обучение делать занимательным. Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого, ищущего ума — вот к чему надо стремиться.

Работая учителем башкирского языка и литературы на протяжении 20 лет, всегда ставлю перед собой цель: привить ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но и языкам других народов. Ведь знание языка является необходимостью в наши дни.

Педагоги, веселые по жизни, умеющие превратить процесс обучения в увлекательную игру, зажигают в детях луч света, вместе с этим учащиеся с удовольствием посещают уроки и легко усваивают учебную программу.

Родные языки

Одним из актуальных вопросов остается изучение родных языков — как сделать этот процесс нескучным и результативным.

— Очень много современных методик разработано в плане изучения иностранных языков, такие же методики необходимо разработать для родного башкирского, татарского, чувашского, марийского, удмуртского языков. И поэтому предстоит очень серьезный большой пласт работы для исследователей, для ученых, для учителей-практиков, — говорит председатель Ассамблеи народов РБ, депутат Госдумы РФ Зугура Рахматуллина.

В республике есть немало примеров успешного изучения родных языков. Так, на уроках башкирского в уфимской гимназии №158 им. М. Карима ребята рассказывают стихи, поют и играют на музыкальных инструментах.

— Занятия мне очень нравятся, потому что каждый урок проходит очень интересно, — говорит семиклассница Варя Москалева. — Учитель все очень понятно объясняет — даже если слова незнакомые.

С радостью посещают уроки башкирского ученики уфимской школы №44, где преподает Венера Ишмуратова.

— Секрет в том, что я стараюсь развивать творческие способности детей, улавливать, кто к чему склонен. Кому-то нравится рассказывать стихи, кто-то любит выступать на сцене – значит, в процессе обучения языку нужно давать детям такую возможность, — говорит педагог. — А кто-то любит рисовать — почему бы не предложить юным художникам перенести на бумагу содержание стихотворения? Не нужно ограничиваться тем, что есть в учебнике. Ребята с большим удовольствием решают логические задачи, любят составлять и решать ребусы и кроссворды.

Международный опыт

Доктор филологических наук, профессор Стамбульского университета Бинер Исмет преподает башкирский, татарский и русский языки. Его учебник грамматики башкирского языка пользуется популярностью не только в Турции, но и в странах Средней Азии, Америки, Европы и в Китае.

— Многое в сохранении родного языка зависит от самого народа, — считает филолог. — Прежде всего, нужно говорить на родном языке в семье, особенно с детьми. Затем объясняться пусть на бытовом уровне в общественных местах. Поверьте, люди хорошо принимают родную речь и в магазине, и в транспорте.

При этом никого нельзя заставлять учить язык. Обязательное изучение порождает только отрицательную реакцию. Необходимо правильно мотивировать учеников на добровольное изучение. Сегодня в мире на языках тюркской группы говорят более 300 миллионов человек. Владея башкирским языком, можно легко понять казахов, киргизов, узбеков, даже азербайджанцев и турок. Поскольку в современном турецком языке много заимствованных слов, а башкирский хорошо сохранил старую тюркскую лексику, то его знание помогает в изучении всех тюркских языков.