В работе совета приняли участие представители различных профессиональных сообществ и социальных групп, общественных объединений, культурно-творческой и спортивной среды, молодежных субкультур, блогосферы и event-сообщества. Впервые в заседании участвовали представители молодежной палаты, которая была сформирована по итогам прошедшего 9 ноября в Нижнем Новгороде Молодежного форума Приволжского федерального округа.
«Я здесь очень рассчитываю на ваш, что называется, незамыленный взгляд на самые ключевые, самые насущные проблемы, которые волнуют сегодня наше общество, наших граждан, и традиционно рассчитываю на профессиональный и очень откровенный диалог. Нам очень важно то, о чем вы думаете, то, что вы знаете, то, что вы хотите донести до органов власти», - сказал, открывая заседание, полномочный представитель Президента РФ в ПФО Михаил Бабич.
На Совете обсуждался широкий круг вопросов, связанных с предстоящими выборами Президента РФ, в частности, повышение доверия населения к выборам, усиление гражданской активности. Участники Совета рассматривали сильные и слабые стороны выборного законодательства нашей страны, а также предлагали различные формы привлечения интереса молодёжи к предвыборной тематике, в том числе с помощью социальных сетей и телеграм-каналов.
Большое внимание участники Совета уделили обсуждению факторов, которые могут отрицательно повлиять на проведение голосования. Кроме рисков внешнего воздействия на процесс голосования Совет рассмотрел и внутренние угрозы, в том числе готовящиеся попытки определенных групп провести кампании по делегитимации итогов голосования с использованием различных инструментов формирования общественного мнения, включая СМИ, интернет-ресурсы и социальные сети.
Среди рисков в социально-экономической и общественно-политической сфере, способных оказать влияние на избирательную кампанию 2018 года, собравшиеся назвали в том числе и попытки политизации вопросов изучения национальных языков.
Студент Башкирского государственного медицинского университета Ильдар Кадаев отметил, что после заявления Михаила Бабича в Казани о необходимости добровольного изучения государственных и родных языков эта тема обсуждается далеко за пределами этой республики. Ильдар Кадаев поинтересовался у полпреда, касается ли решение о добровольном изучении государственных языков только Татарстана или же распространяется на все национальные республики РФ?
Полномочный представитель Президента, отвечая на вопрос, напомнил разницу между родным и государственным языками республик. «Государственные языки республик и родные языки народов России — это совсем не одно и то же. Очень многие годы эти два понятия отождествлялись между собой, даже подменялись в учебных планах образовательных учреждений. Есть родной язык народов России — язык, который может выбрать для себя каждый гражданин, а пока он несовершеннолетний — за него это определяют родители или законные представители. И государственный язык, в соответствии с нашей Конституцией, республики определяют самостоятельно в соответствии со своим законодательством. У нас 22 республики, в 21 одной из них введены государственные языки помимо русского. Но в соответствии с Конституцией РФ единственным языком Российской Федерации является русский язык.
Государственные языки определяются законодательством в субъектах, родные языки – гражданином, родителями и законными представителями. На эту тему у нас в обществе было очень много дискуссий. Если их анализировать за последние годы, то они в значительной степени были политизированы и не отвечали реальному положению дел.
Никто никогда в Российской Федерации не запрещал изучение родных и государственных языков. Наоборот: это право, предоставленное нашей Конституцией и федеральным законом. Я, вам сейчас скажу новую информацию, но она крайне важна. Анализ международного законодательства показал, что ни в одной стране мира (мы проанализировали все государства со сложным федеральным устройством, где есть регионы, губернии, штаты, провинции и так далее) нет такого понятия, как «государственный язык региона».
Есть языки региональные, есть языки национальные, они очень по-разному все называются, но только в Российской Федерации нашим законодательством дано право республикам — учитывая всю палитру, всю сложность истории наших межнациональных взаимоотношений — дано такое право: устанавливать государственные языки в соответствующих субъектах федерации. Наше законодательство — самое либеральное в мире, и это право гарантировано Конституцией.
Но теперь очень важный момент: право – это не обязанность. И каждый гражданин и родитель, законный представитель, имеют право выбрать, какой язык назвать родным и как изучать или не изучать государственный язык. Задача государства — обеспечить, безусловно, эту возможность. Что сегодня нашим законодательством полностью отрегулировано.
Действительно, здесь хочу обратить внимание, на ситуацию, которая сложилась в наших регионах. Вот представитель Мордовии говорит: «У нас проблем с этим нет». Это правда: из шести республик, которые входят в состав в Приволжского федерального округа, в Мордовии, Удмуртской Республике и в Республике Марий Эл эти вопросы были с самого начала абсолютно правильно отрегулированы региональным законодательством, и никогда с этим существенных проблем не возникало. Дети, родители выбирали себе возможность реализовать свое право на изучение родного языка. И зачастую, кстати, представителями соответствующих национальностей этот язык выбирался в пользу русского языка. Родной язык может быть русским. И соответственно, выбирали возможность реализации своего права на изучение государственного языка.
В Татарстане, Башкортостане, Чувашской Республике такого рода проблемы с интерпретацией законодательства существовали достаточно продолжительное время. И что очень важно — хочу обратить ваше внимание — это не проблема сегодняшнего, вчерашнего дня. Это проблема, которая накопилась за всю нашу постсоветскую историю. Просто наступил момент, когда стало необходимо привести все в соответствие с российским законодательством. Почему этот момент наступил? Потому что количество обращений в прокуратуру, контрольно-надзорные органы, в адрес президента Российской Федерации имело очень значительные показатели. Это тысячи обращений от граждан, которые жаловались и обращали внимание главы государства, ведомств на нарушение российского законодательства и их прав на образование. В этой связи Глава государства Владимир Владимирович Путин 20 июля в Йошкар-Оле на заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям обратил внимание на проблему, дал очень четкие указания.
Два ключевых из них состоят в следующем: необходимо во всех субъектах Российской Федерации довести объем изучения русского языка до рекомендованного министерством образования и науки. То есть обязанность изучать государственный язык Российской Федерации должна быть обеспечена в необходимых объемах в общеобразовательных учреждениях, и право изучать русский язык в полном объеме должно быть предоставлено каждому российскому гражданину. Это первое. И второе, о чем сказал Президент, какую задачу поставил — это обеспечить добровольное изучение родных и государственных языков в субъектах Российской Федерации.
Действительно, это поручение сегодня исполнено во всех регионах нашего округа. Это была непростая работа. Я бы хотел в этой связи выразить слова благодарности, прежде всего, руководителям регионов: Рустаму Нургалиевичу Миниханову, как президенту республики Татарстан, Фариду Хайрулловичу Мухаметшину , как главе Госсовета, Рустэму Закиевичу Хамитову, как главе республики Башкортостан, Михаилу Васильевичу Игнатьеву, как главе Чувашской республики. За прошедший год главы регионов принимали очень взвешенные, очень мудрые государственные решения и в законодательствах регионов был наведен порядок.
Сегодня во всех регионах округа учебные планы изменены. В них в полном объеме объем изучения русского языка доведен до установленного Минобрнауки. Методические рекомендации, которые Министерство образования РФ разработало и направит во все регионы, не только Приволжского федерального округа, дают возможность реализовать право граждан России на изучение государственного языка республик, в той части учебной программы, которая формируется участниками образовательных отношений, так называемая вариативная часть программы, в объеме, действительно, не более двух часов в неделю, с согласия родителей — то есть на добровольной основе. То же самое касается возможности, права изучать родной язык по выбору гражданином, родителями или законными представителями — но в обязательной части программы: там уже каждый может выбрать тот язык, который каждый гражданин для себя считает родным. Тоже с согласия родителей, законных представителей, то есть на добровольной основе. Поэтому сейчас очень важная задача стоит перед руководством регионов, перед контрольно-надзорными органами: довести решения до практической реализации. Чтобы не было перегибов, попыток административного давления. И на это нацелены все контрольно-надзорные органы. С другой стороны, создать все возможности и условия для изучения и развития родных и государственных языков.
Хочу обратиться к очень важному положительному опыту республики Татарстан: там есть республиканские программы, которые в полной мере учитывают все возможности для изучения языков, развития, преподавания (не только в общеобразовательных учебных заведениях, но и в высших, на факультативных курсах), в рамках реализации культурных, исторических программ. Такой же указ подписал Рустэм Закиевич Хамитов, глава республики Башкортостан. На программу поддержку и развитие башкирского языка, выделены значительные средства для того, чтобы язык развивался, был доступным для тех, кто его хочет изучать. В этой части, мне кажется, найден очень разумный баланс.
Президент Татарстана обращался в Минобрнауки РФ. И подтвержу мысль, которую я сказал в Казани: право на изучение государственных языков было, его никто не оспаривал, не отнимал, но сам механизм его реализации потребовал донастройки, что и было сделано.
И еще одна очень важная задача, которой мы серьезно занимаемся – это судьба преподавателей национальных языков, которые сейчас из-за снижения учебной нагрузки будут освобождаться. Наша задача сейчас — сделать так, чтобы ни один учитель, который преподавал родные и государственные языки, не остался без работы. Чтобы те, кто хочет продолжать трудовую деятельность в общеобразовательных учреждениях, имели возможность преподавать и другие общеобразовательные предметы: либо пройти за государственный счет переподготовку и продолжить преподавание, либо быть трудоустроенными, в соответствии со своими возможностями, квалификацией и желаниями, на другие рабочие места. Вот таким образом мы сегодня можем подвести итог выполнению поручений президента.
Я еще раз с благодарностью хочу обратиться ко всем, кто принимал участие в этой непростой работе по решению проблем, которые накапливались многие и многие годы. Обращаясь к теме деполитизации этой проблемы: есть горячие головы, которые пытаются играть на этом, раскачивать лодку, дестабилизируя общественно-политическую ситуацию, наживая себе политический капитал. Это недопустимо! Безусловно, такие попытки будут пресечены. Но градус тех волнений, напряжения в обществе должен затихать, поскольку найден очень разумный баланс между обязанностью и правом. Что касается государственных языков, которые будут изучаться участниками программы, которая формируется участниками образовательных отношений, в этом случае, если родители или законные представители примут решение не изучать государственный язык республики, соответственно они заместят другими учебными предметами, которые будут предоставлены им образовательной организацией по их выбору, с учетом возможностей самой школы», - заявил Михаил Бабич.
Также участников Совета волновали вопросы демографии, совершенствования медицинской помощи и вопрос личной безопасности медработников при исполнении ими должностных обязанностей. Отдельно обсуждались проблемы обустройства дворовых территорий, организации спортивных площадок, инфраструктуры для занятий воркаутом, а также обеспечения доступной среды для маломобильных групп граждан с учётом мнения населения.
Во время дискуссии по ряду вопросов участники Совета высказали потребность в формировании рабочих групп для более детального изучения обсуждаемых проблем.
Подводя итог, Михаил Бабич поддержал инициативу участников и отметил, что в таком случае каждый из них должен быть готов возглавить рабочую группу, в том числе имея возможность привлечь специалистов из всех регионов округа. Поиск новых эффективных форматов взаимодействия экспертного и молодежного сообществ будет продолжаться.